КВО Крупный План
киновидеообъединение
Версия для печати Домашняя страница Добавить в избранное Карта сайта Новости   Каталог фильмов   Каталог дисков   Статьи   Конкурсы   
Каталог Выбор по годам

1910-1919          1960-1969

1920-1929          1970-1979

1930-1939          1980-1989

1940-1949          1990-1999

1950-1959          2000-2009

2010-2015

Новости

07.04.2016

«К 80-летию Станислава Говорухина»

Некоммерческое коллекционное DVD-издание

15.07.2015

«Белорусский вокзал»

Фильм Андрея Смирнова на дисках Blu-ray 

15.07.2015

«Они сражались за Родину» (Фильмы 1 и 2)

Фильм Сергея Бондарчука на дисках Blu-ray 

01.06.2015

«Неизвестные фильмы о Великой Отечественной войне»

Некоммерческое коллекционное DVD-издание

25.05.2015

«Дорога на Берлин»

Новый художественный фильм на дисках Blu-ray

подписаться на новости


Новости в формате RSS

Киноконцерн Мосфильм

Госфильмофонд РФ

ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД

Музей кино

Аниматор

Интернет-магазин GoldDisk.Ru - Лицензионные фильмы на DVD и Blu-Ray

Регистрация

Логин

Пароль

запомнить меня

зарегистрироваться на сайте



«ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА В РОССИЙСКОМ КИНО». КОЛЛЕКЦИОННОЕ DVD-ИЗДАНИЕ

Первая Мировая войнаВ год столетия начала Первой мировой войны Госфильмофонд России совместно с Киновидеообъединением «Крупный план» при участии Российского государственного архива кинофотодокументов готовят к выпуску коллекционное издание «Первая мировая война в российском кино». В это уникальное собрание войдут: сборник кинохроники 1914 – 1916 гг., четыре малоизвестные игровые кинокартины «немого» периода, а также художественные фильмы «Снайпер» (1931 г.), «Окраина» (1933 г.) и «Моонзунд» (1987 г.).

В советских учебниках истории упоминания о Первой мировой войне были скудны и предвзяты. Войну называли империалистической, германской, а значит несправедливой, в которой не было места подвигу. Память об исторических событиях начала прошлого века и героях величайшей битвы упорно стиралась ластиком идеологической цензуры.

Наш проект – это попытка хотя бы отчасти восстановить справедливость, показав, как давние исторические события виделись российским кинематографистам разных лет.

Это напоминание о том, каким страшным историческим рубежом в жизни нашей страны оказалась кровопролитная мировая война, унесшая жизни миллионов людей и ставшая одной из причин революции и гражданской войны.

Коллекционное издание «Первая мировая война в российском кино» включает пять DVD-дисков.

На диске «Первая мировая война в российской кинохронике» записаны документальные материалы из собрания Красногорского архива (РГАКФД). Составители попытались представить разнообразную кинохронику: военные действия, быт и отдых солдат, деятельность Николая II, мероприятия в тылу.

Конечно, первое место по статистике занимает официоз: съемки в Ставке, парады, смотры. Есть и хроникальные агитфильмы – вроде выпущенной фабрикой Александра Дранкова ленты «Возрождаемые к жизни», показывающей, как государство заботится об инвалидах. Есть и сюжет, граничащий с пародией – «Пребывание на фронте делегации общества деятелей кинематографии», попытка самореабилитации тыловых работников; фабрикант Григорий Либкен (только что переменивший немецкую фамилию на Либкин) старательно проводит учения, ползая перед камерой в маскировочном халате – первый и, видимо, последний раз в жизни. Но встречаются и кадры, снятые в боевой обстановке. Вот побежали в атаку солдаты под Барановичами; вот штурм Трапезунда: русские солдаты на верёвках тянут в горы орудия, турки ведут раненого и т.д. Это, быть может, самое ценное, что сохранилось в российской военной хронике 1910-х годов. Иные кадры откровенно постановочные, порой их трудно отличить от подлинных – но такова была мировая практика.

Во второй диск – «Первая мировая война глазами современников» – Госфильмофонд России включил несколько игровых кинопроизведений дореволюционного периода.

Российская кинематография периода Первой мировой представлена весьма разнообразными по жанру и стилю фильмами. Тут и добросовестные попытки показать масштабы катастрофы: «Слава нам, смерть врагам» и «Король, закон и свобода» – работы ведущих дореволюционных режиссёров Евгения Бауэра и Петра Чардынина; и картина безвестных авторов «Долой немецкое иго» – редкий пример политшаржа; и фильм с пафосным названием «Всколыхнулась Русь сермяжная и грудью стала за святое дело…» – почти откровенная халтура, каковой как раз и была основная часть кинопродукции тех лет...

«КОРОЛЬ, ЗАКОН И СВОБОДА» 

Эта кинодрама, выпущенная Акционерным обществом «А. Ханжонков и К°» в 1914 году, представляет собой экранизацию пьесы Леонида Андреева на актуальную тогда тему захвата Бельгии германскими войсками в начале войны. Название – цитата из бельгийского гимна.

Германские войска оккупируют Бельгию. Патриотически настроенный писатель Грелье вместе с сыновьями уходит на фронт. Вскоре его жена становится сестрой милосердия и в госпитале встречает Грелье и младшего сына. В родном городе Грелье жители разрушают плотину, чтобы затопить завоевателей. Наступление остановлено.

«СЛАВА НАМ, СМЕРТЬ ВРАГАМ»

Фильм также создан в первый год войны Акционерным обществом «А. Ханжонков и К°».

Свадьбе Ольги и молодого офицера помешала война. Ольга становится сестрой милосердия. В лазарете у нее на руках умирает жених, и Ольга решает отомстить врагам. Она устраивается медсестрой теперь уже в немецкий госпиталь. Там девушка знакомится с офицером, ранит его во время свидания и бежит, захватив важные документы. За это Ольгу награждают медалью.

В картину вмонтированы фрагменты военной хроники.

«ДОЛОЙ НЕМЕЦКОЕ ИГО» («Позор Германии»)

Политический киношарж снят Московским отделением компании «Бр.Пате» и конторой «Глобус» (сведений о создателях нет).

Германский император Вильгельм II и его генералы с ножницами в руках кромсают карту мира и отправляются на завоевание европейских стран. Другая группа военных стоит перед тарелкой с мыльной водой (надпись: «Ангары Германского воздушного флота») и пускают пузыри. На плацу армия кайзера собирается в поход. Однако с ней легко справляются три солдата: французский, английский и русский. Насмешливая «фигура из трех пальцев» – закономерный, по мнению авторов, финал этого произведения.

Картина сохранилась без титров. В копии заметны «кресты», то есть специальные отметки, на месте которых должны были быть вмонтированы надписи. Например, понятно, что в первой сцене Вильгельм II произносит воинственную речь, а в следующих эпизодах, когда ему подносят фрагменты карты Европы, он отдает генералам приказ завоевать одну за другой эти страны.

«ВСКОЛЫХНУЛАСЬ РУСЬ СЕРМЯЖНАЯ И ГРУДЬЮ СТАЛА ЗА СВЯТОЕ ДЕЛО» («На ратный подвиг во славу русского оружия»)

Первая часть этой военно-патриотической драмы, созданной в 1916 году (Торговый дом «Кино-Альфа» А. Ломашкина и А. Апишева), не сохранилась. Содержание ее сводится к следующему: Даша, дочь зажиточного крестьянина, вопреки воле отца встречается с Михаилом Силиным. Начинается война, и Михаил вместе с односельчанами уходит на фронт…

Дальнейшее сегодняшний зритель может увидеть на экране. Отец пытается сосватать Дашу, но она тайно бежит из дома, чтобы отправиться на фронт, быть рядом с братьями и любимым. Переодетую крестьянкой, Дашу отправляют в разведку. Героиня попадает в штаб неприятельской заставы, похищает важный документ и возвращается к своим.

Тем временем Михаил в бою спасает знамя. Раненный, он попадает в лазарет. Вскоре там же в соседней палате оказывается и Даша, получившая ранение.В тревожном сне Даша видит эпизоды военных действий (хроника) и «виновника войны Вильгельма». А Михаил вспоминает о своих встречах с Дашей.

От доктора Даша узнает, что рядом лежит Михаил, награжденный «Георгием». Влюбленные встречаются. Оба получают отпуск и едут в родную деревню. Отец счастлив вновь обрести дочь. Теперь он согласен благословить Дашу и храброго Михаила. 

Играется веселая свадьба. И снова Даша и Михаил отправляются воевать.

При демонстрации фильм сопровождался звуковыми эффектами: стрельбой, взрывами, шумами.

Все эти фильмы создавались в эпоху немого кино. Специально для нашего проекта было записано оригинальное музыкальное сопровождение Филиппа Чельцова, имитирующего игру тапера в дореволюционных кинотеатрах.

На третьем диске коллекционного видеоиздания – художественный фильм «Снайпер» (Ленинградская фабрика «Союзкино», 1931 г.) режиссера Семена Тимошенко.

Так называемая «тон-фильма» – один из первых звуковых фильмов советского кино, вышедших на экран вслед за кинокартиной «Путевка в жизнь».

Многие дни немецкий снайпер держит в страхе французскую армию, методично выбивая из ее рядов все новых и новых солдат. И только русскому снайперу из экспедиционного корпуса удается ликвидировать врага. Из документов убитого становится ясно, что он – такой же рабочий, как и русский солдат. Это обстоятельство укрепляет в герое уверенность в несправедливости империалистической войны. Он начинает испытывать жгучую ненависть к своему командиру – офицеру царской армии, тоже отличному стрелку...


На четвертом диске представлен фильм «Окраина» («Межрабпомфильм», 1933 г.) режиссера Бориса Барнета.

Фильм создан по одноименной повести А. Финна. 

В сонную жизнь мещан глухой окраины царской России врывается известие о начале войны с Германией. Вместе с тысячами солдат уходят на фронт рабочий Николай Кадкин и его младший брат Генька. Их судьбы, как и судьбы остальных героев фильма, будут полны нелегких испытаний


Коллекционное издание «Первая мировая война в российском кино» завершает диск с записью фильма «Моонзунд» («Ленфильм», 1987 г.) режиссера Александра Муратова.

Героико-приключенческий фильм создан по мотивам одноименного романа В. Пикуля. События картины разворачиваются на Балтике в 1915 – 1917 годах и воссоздают страницы истории русского флота, истории всей России.


По материалам буклета к коллекционному изданию «Первая мировая война в российском кино», подготовленного искусствоведами П. Багровым и Н. Яковлевой.



Вернуться назад






 Дискобол — товарный знак объединения «Крупный план». Это своего рода знак качества, гарантия того, что в Ваших руках оказался видеопродукт высокой пробы, поскольку копия сделана с мастер-записи, прошедшей полный цикл реставрационных работ »»»

Рубрики Режиссёры

Сайт Close-up. ru - официальный сайт объединения «Крупный план»

Официальный товарный знак объединения «Крупный план» (зарегистрирован в Государственном Реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ 2 апреля 2002 г.)

Официальный товарный знак «Дискобол» (зарегистрирован в Государственном Реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ 28 июля 2003 г.)

119285, Москва, ул. Мосфильмовская, д. 1
Тел.: (499) 143-91-45, 143-97-61, факс: (495) 232-27-20

Контакты  Поиск по сайту