О фильме «Небесный тихоход»
Работа над картиной «Небесный тихоход» началась в конце войны. После снятия блокады в Ленинград возвращалась мирная жизнь. Вернулся из эвакуации и «Ленфильм». Первыми картинами возрожденной киностудии стали военные фильмы «Морской батальон» режиссеров А. Минкина, А. Файнциммера и «Великий перелом» режиссера Ф. Эрмлера.
Но в это непростое время потребность в юморе, и, в частности, в кинокомедиях необычайно возросла. «Ленфильм» принялся за создание фильма в этом жанре.
Сценарий и постановку картины «Небесный тихоход» поручили осуществить одному из лучших режиссеров-комедиографов «Ленфильма» Семену Тимошенко. До войны им были поставлены популярные кинокомедии «Три товарища» (1935) и «Вратарь» (1936).
Сюжет картины, о которой пойдет речь, незатейлив. «Небесный тихоход» – одно из шутливых названий самолета «У-2», скромной учебной машины, на которую после тяжелого ранения приходится пересесть майору Булочкину. Летчик-ас, привыкший к большим скоростям и маневренности истребителя, обескуражен перспективой полетов на «небесном тихоходе». Дело осложняется еще и тем, что весь персонал эскадрильи «У-2» состоит из одних девушек, а Булочкин и двое его друзей-летчиков дали клятву не жениться до конца войны.
Чтобы фильм получился таким, каким мы его знаем уже много лет, создателям пришлось преодолеть немалые трудности.
Руководство советского кинематографа требовало удалить все сцены, связанные со смертью и разрушениями. Из-за подобных эпизодов, например, обстрела Ленинграда, первоначальный сценарий фильма не признавали комедийным. Большой критике подвергались сцены с немцами, которые выглядели откровенно глупыми.
В срочном порядке к работе по изменению сценария был привлечен весь сценарный отдел «Ленфильма», а режиссер Леонид Трауберг (постановщик кинокомедии «Актриса», 1943) в качестве шефа был прикреплен к съемочной группе. Один за другим были написаны четыре новых варианта сценария под рабочим названием «У-2» («Воздушный тихоход»).
На главную роль майора Булочкина планировалось пригласить необычайно популярных в те годы актеров Петра Алейникова, а затем Ивана Переверзева, но художественный совет студии все же утвердил исполнителя, не менее любимого в народе, «парня из нашего города» Николая Крючкова. Веселый, обаятельный, достоверный в каждой своей роли, Крючков заряжал зрителей оптимизмом, и это было очень важно.
Помните начало картины? Летчик-истребитель протаранил фашистский самолет, покинул горящую машину на высоте шести тысяч метров и, долетев до земли без парашюта, остался жив. Подобный случай произошел в жизни, и у майора Булочкина был реальный прототип – штурман советского бомбардировщика Иван Чиссов. После пребывания в госпитале Чиссов, в отличие от Булочкина, не вернулся на фронт. Но кинематографисты решили изменить судьбу героя, определив его в женский летный полк.
Единодушно были утверждены боевые друзья майора Булочкина – старший лейтенант Туча (Василий Меркурьев) и капитан Кайсаров (Василий Нещипленко).
С актрисами дело обстояло хуже. Художественному руководителю «Ленфильма» Сергею Васильеву (один из братьев Васильевых, сорежиссер легендарного фильма «Чапаев») не нравились претендентки на главные роли. Особенно беспокоила Алла Парфаньяк (корреспондент Валя). «Это девушка уже сложившаяся, в ней нет юности. Она красива, но это красота для цветочной продавщицы в киоске…», - говорил на заседании худсовета Сергей Дмитриевич. Однако после окончания съемок он остался доволен работой дебютантки.
Студентка Щукинского училища Алла Парфаньяк влюбилась в своего партнера Николая Крючкова, едва он появился на съемочной площадке «Небесного тихохода». В свою очередь актер, так же, как и его персонаж, майор Булочкин, напевая «Первым делом, первым делом – самолеты…», не смог устоять перед женскими чарами, сам влюбился в молодую актрису и женился на ней.
Майор Булочкин в финале фильма не только нарушил клятву «священного мужского союза», но и по достоинству оценил возможности скромного самолета «У-2», который после смерти конструктора Н. Поликарпова, получил название «По-2» в честь своего автора.
«У-2» был создан в 1927 году для массового обучения летчиков. С началом Великой Отечественной войны самолет изъяли из ряда летных школ, установили на нем пулемет и отправили на фронт. Он выполнял любые задания: садился в тылу врага, летал в плохую погоду, мог взлететь с бугорка, с проселка, переваливал через горы и «ползал» по просекам и оврагам. «У-2» был предназначен для того, чтобы не давать покоя противнику, лишать его сна и отдыха, уничтожать его авиацию на аэродромах, склады горючего, боеприпасов и продовольствия, эвакуировать раненых и наносить внезапные ночные удары. Работой на «У-2» прославилось много летчиков-женщин. Гвардейский ночной легкобомбардировочный полк подполковника Бершанской («Ночные ведьмы») получил всемирную славу.
Только представьте: к таким отважным и острым на язык летчицам попадает майор Булочкин. Ситуация сама по себе анекдотичная. Однако начальник Главного управления по производству художественных фильмов, знаменитый режиссер Михаил Калатозов, после первых просмотров печально констатировал: «…на всем лежит печать некой скуки, и над этим нужно призадуматься… Пока впечатление от картины безотрадное. А такая картина должна веселить, умилять, доставлять наслаждение…».
Надо отдать должное ленфильмовцам, которые, стиснув зубы, самоотверженно продолжали работать над картиной. Не хватало реквизита, костюмов, в плохом состоянии находились декорации, но коллектив съемочной группы старался все делать по высшему разряду. От зоркого глаза кинематографистов не упускалась ни одна оплошность.
С. Васильев критиковал гримеров: «Глазова может играть Кутузову, но почему ее делают такой вульгарной? Почему ее так намалевали, почему нужно так намалевать губки и выщипать брови, что получается актриса из музкомедии, играющая летчика?!». Режиссер Л. Трауберг укорял: «Когда мы перестанем давать советскую жизнь в таких неярких тонах. Неужели у нас не сохранилось красивых зданий! Этот деревянный барак, в котором происходят танцы, просто отвратителен… Тут упрек и художнику. «Ленфильм» не должен выпускать такие декорации, а их, к сожалению, в картине много…».
Все были едины во мнении, что кинокомедию нужно заканчивать музыкальной темой. Фильм уже отправили в Москву. По предложению члена худсовета, известного режиссера Григория Козинцева переснимать финал не стали, а увели план в затемнение и дали песню. Прекрасная музыка В. Соловьева-Седого развивала сюжетную линию, образно рисовала характеры действующих лиц. Она была, когда требовалось, и нежной, и бравурной, и тревожной, и веселой. До сих пор пользуются успехом песни из фильма «Небесный тихоход»: «Мы друзья, перелетные птицы…» (стихи А. Фатьянова) и «Пора в путь-дорогу» (стихи С. Фогельсона).
По-прежнему очень популярны не только песни, но и сам фильм. Ровесник Победы, веселый и всеми любимый, он вместе с нами приближается к Великому Празднику, который страна будет отмечать 9 мая 2025 года!
Киновидеообъединение «Крупный план» отреставрировало черно-белую версию картины «Небесный тихоход», а также осуществило колоризацию фильма.
В преддверии Дня Победы на нашем канале на платформе «Rutube» смотрите оба варианта кинокомедии:
черно-белый,
цветной.
Приятного просмотра!