КВО Крупный План
киновидеообъединение
Версия для печати Домашняя страница Добавить в избранное Карта сайта Новости   Каталог фильмов   Каталог дисков   Статьи   Конкурсы   
Каталог Выбор по годам

1910-1919          1960-1969

1920-1929          1970-1979

1930-1939          1980-1989

1940-1949          1990-1999

1950-1959          2000-2009

2010-2015

Новости

27.06.2017

«Анна Каренина» режиссера Карена Шахназарова

Телевизионный художественный фильм «Анна Каренина» (8 серий) и кинофильм «Анна Каренина. История Вронского» выпущены объединением «Крупный план» на дисках DVD.

07.04.2016

«К 80-летию Станислава Говорухина»

Некоммерческое коллекционное DVD-издание

15.07.2015

«Белорусский вокзал»

Фильм Андрея Смирнова на дисках Blu-ray 

15.07.2015

«Они сражались за Родину» (Фильмы 1 и 2)

Фильм Сергея Бондарчука на дисках Blu-ray 

01.06.2015

«Неизвестные фильмы о Великой Отечественной войне»

Некоммерческое коллекционное DVD-издание

подписаться на новости


Новости в формате RSS

Киноконцерн Мосфильм

Госфильмофонд РФ

ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД

Музей кино

Аниматор

Интернет-магазин GoldDisk.Ru - Лицензионные фильмы на DVD и Blu-Ray

Регистрация

Логин

Пароль

запомнить меня

зарегистрироваться на сайте



Чудеса реставрации - крупным планом

Компания «Крупный План» хорошо известна на рынке лицензионных DVD. Под этой маркой после тщательной реставрации выпускаются лучшие фильмы отечественного кино. Огромная работа проделывается для того, чтобы старые ленты дошли до зрителя в первозданном виде и в этом, пожалуй, и заключается уникальность того подхода к изданию фильмов на DVD, который исповедует «Крупный План». Наш первый собеседник – генеральный директор компании Виктор Леопольдович Рабинков.

Виктор Леопольдович, пожалуйста, расскажите об истории возникновения компании.

В. Р. В 1988 годы в Союзе Кинематографистов СССР родился замысел создать на базе Киноцентра на Красной Пресне отдел, который должен был фиксировать на видео для архивов все события, который происходили в союзе кинематографистов, – пленумы, съезды и другие мероприятия. Для этого были выделены деньги, была куплена аппаратура. Но затем стало ясно, что недостаточно заниматься только этим, так как очень много дней оставались пустыми, когда в СК не происходило ничего. Поэтому возникла идея выпускать на видеокассетах какую-нибудь отечественную продукцию. Мы смогли найти востребованную нишу – тогда на ТВ появились передачи «Взгляд», «До и после полуночи», стали очень популярны наши сатирики. Но некоторая часть материала неизбежно шла мимо эфира. И тогда мы стали выпускать видеоприложения к этим телевизионным программам, который пользовались большим спросом.

Затем, в 1990 году было решено начать выпуск отечественных фильмов на видео. Тогда было куда проще получить права, рынок был совершенно не структурирован. На какое-то время мы оказались едва ли не единственным производителем лицензионной продукции. Мы выпускали видеокассеты в обложках, что в те времена было диковинкой, так как рынок был заполнен пиратской продукцией – стандартными трехчасовыми кассетами с записью сразу двух фильмов. А наш продукт был похож на «духовный Сникерс» в красивой обложке, люди тогда просто не могли поверить в такое. В первую очередь мы начали работать с «Мосфильмом», выпуская коллекции, такие, как, скажем, «Антология комедии», или «Литературная классика на экране», или подборка мастеров экрана. При этом мы сотрудничали также и с другими нашими студиями – «Союзмультфильмом», «Ленфильмом», киностудией им. Горького.

Затем стали появляться цифровые технологии - Video CD, MPEG-4. Мы начали осваивать и эти форматы, понимая, что VHS со временем неизбежно устареет. Но при выпуске первых DVD мы приобрели отрицательный опыт. Компания издала несколько фильмов без реставрации, и мы до сих пор этого стесняемся. Дело в том, что все исходные материалы дошли до нас в очень плохом состоянии. На VHS это качество еще как-то «ложилось», и этот формат очень даже помогал – мелкие царапины и пыль не воспроизводились также четко, как на DVD. На видеопленке они скорее размывались и сглаживались, а цифровой формат просвечивает, как рентген, выдавая на экран все дефекты. Это подвело нас к мысли, что надо кардинально менять подход к исходным материалам. Так было решено создать «компанию в компании», которая занималась бы реставрацией. Для этого мы подписали очень серьезный договор с Госфильмофондом РФ, Музеем Кино, НИКФИ и студиями-правообладателями. Мы решили работать только с оригиналами, по возможности с негативами, которые хранятся в Госфильмофонде РФ. Фонд взял на себя работу по реставрации кинопленки, НИКФИ – по «ремонту» фонограмм.

Следующим этапом было создании студии, которая занималась бы цифровой реставрацией изображения. Здесь надо отдать должное Максиму Ванурину, который стоял у истоков этого дела и сумел наладить уникальную технологию цифровой реставрации, которую не применяет ни одна другая компания в стране, да, и наверное, и за рубежом. После нашей реставрации даже сами режиссеры этих фильм были изумлены тем качеством, которого нам удалось добиться. Кроме того, выпуская в новом качестве DVD мы стали обновлять и линию VHS выпуская на видео также отреставрированные фильмы.

Виктор Леопольдович, я слышал, что процесс качественной реставрации обходиться дорого, порой затраты на восстановление одного фильма составляют десятки тысяч долларов. Так ли это на самом деле, и если да, то насколько рентабельной является деятельность вашей компании?

Сейчас из более чем 100 фильмов, которые мы выпустили на DVD в таком качестве, окупились несколько «топовых» названий, которые всегда являлись «локомотивом» и на VHS, и Video CD, и MPEG4. Понятно, что это «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»… Все прочие позиции – долгосрочные инвестиции, около 75 процентов в наших условиях окупятся через 3-4 года. Это работа на перспективу. Чем больше фильмов мы выпускаем, тем далее отодвигается срок окупаемости. И мы выпускали бы еще больше фильмов, если бы не вакханалия пиратства в нашей стране.

«Крупный План» предпринимает какие-то шаги в этом направлении?
В разговор вступает Александр Григорьевич Айзенберг, главный редактор объединения «Крупный План»:

А. А. Мы вместе с другими компаниями создали РАПО – Российскую антипиратскую организацию. Её много упрекают в бездействии, однако это несправедливо. Никакая общественная организация не сможет ничего сделать в масштабах целой страны при фактическом бездействии государственных органов.

Были ли успешными ваши попытки выйти на государственные структуры?

А. А. В отдельных случаях да. Но даже когда сверху спускалась команда по поводу конкретного фильма, то и этого хватало лишь на короткое время.

Каковы перспективы работы с пиратством?

А. А. Пока они, мягко говоря, туманны. Власти не считают проблему пиратства первостепенной. К тому же тут работает фактор позитивного отношения потребителей к пиратской продукции. Люди рассуждают так: «Дешёво ну и хорошо!». А соперничать с пиратами в цене легальным производителям, как известно, не удаётся по экономическим причинам. Поэтому бороться можно только жёстким волевым усилием государства. Я даже не берусь описать, каким бурным расцветом отечественного кинематографа это могло бы обернуться!

В. Р. Тем не менее я хочу сказать, что цены на легальную продукцию необходимо снижать. Мы скоро собираемся запустить новую программу, в рамках которой будем выпускать как коллекционные диски, так и дешёвые релизы для массового потребителя, существенно отличающиеся по цене. Качество останется высочайшим в обоих случаях, но на обычном диске будет только фильм и простейшая навигация. А на дорогих двухдисковых изданиях элитной серии будет большое количество дополнительных материалов: интервью с режиссером, фильм о фильме или два вида рекламных роликов для проката внутри страны и на экспорт. Ведь они очень сильно отличались друг от друга, и нам кажется, что посмотреть их будет забавно и интересно. Кроме того, там будет более интересное полиграфическое оформление например, мы хотим вкладывать в каждый такой диск открытку с киноплакатом тех лет и думаем, что со временем эти открытки станут предметом коллекционирования. Или воспроизводить эскизы художников, или вставлять один-два кадра подлинной кинопленки, или добавлять дополнительную картонную обложку. Таким образом, потребители элитной серии станут в определенной степени источником дотаций для массового потребителя.

Следующим любезно согласился ответить на наши вопросы руководитель службы DVD Максим Алексеевич Серёгин:

Максим Алексеевич, пожалуйста, расскажите подробно о процессе реставрации.

Он очень сложен и многоступенчат, и требует очень больших организационных усилий. Наша работа сочетает в себе как традиционные способы реставрации, так и новые компьютерные технологии. К традиционным схемам относится реставрация исходных материалов в Госфильмофонде России. Как правило, мы печатаем новые копии с негативов, которые там хранятся. Чтобы отпечатать копию, Госфильмофондом производится реставрация негативов. Она заключается в том, что негативы замачивают на несколько дней в специальных растворах. Это чтобы восстановить эластичность плёнки и за счет разбухания фотографического слоя по возможности убрать физические дефекты, которые образовались со временем. Затем негативы сушат, полируют, убирают пыль. Все это занимает довольно много времени две-три недели. После этого негатив подаётся в копировальный цех, где с него делают копию, с которой мы в дальнейшем работаем. Копия печатается на низкоконтрастной пленке Kodak, которая отличается мягкостью и прозрачностью. Причём сначала печатаются установочные ролики несколько фрагментов ив разных режимах печати. Уже на этом этапе вступают цветокорректировщики установочные ролики привозят к нам, мы их смотрим и выбираем тот режим, в котором нам затем будет легче работать. И только после этого мы отсылаем ролик обратно в Госфильмофонд, где в выбранном режиме осуществляется печать. Иногда приходится печатать вторую копию, так как при цветокорректировке мы зачастую действуем наугад, ибо по цветоустановке пленки Kodak и Свема (на которую записано большинство негативов) сильно отличаются.

Когда копия напечатана, она поступает в нашу телепроекционную аппаратную. Там кинопленка переводится в цифровой формат это DS или Digital Betacam. При этом основная работа цветоустановка. Если есть возможность, мы обязательно приглашаем операторов старых фильмов присутствовать при процессе или хотя бы консультировать нас. Перевод занимает от недели до трех месяцев, проводится гигантская работа, тщательно отсматривается каждая сцена, каждый план. По ее окончании мы получаем те цвета, которые вы затем увидите на DVD. Именно здесь закладывается основа качества. Дальнейшая работа идет уже в электронном виде. Материал сгоняется в массив, и происходит нарезка фильма на файлы по 500 кадров, в среднем получается по 250-300 таких файлов. Эти файлы раздаются нашим художникам-реставраторам. Они берут каждый кадр по отдельности, и про помощи специальных программ убирают дефекты пленки. Конечно, какие-то дефекты остаются, но мы их намеренно оставляем, соблюдая принцип «необходимой достаточности». Дело в том, что в некоторых очень сложных случаях реставрация может навредить больше, чем сам дефект, который более естественно воспринимается глазом. Но это бывает крайне редко. Обычно мы вычищаем 99,9 процента артефактов. Кроме того, у нас есть еще служба контроля ОТК, которая отсматривает материал после художников-реставраторов, и если ещё какие-то дефекты обнаруживаются, то происходит доработка. Итак, после окончания реставрации изображения фильм снова соединяется в единое целое, и сбрасывается на цифровые носители.

Точно также мы реставрируем и звук. К сожалению, звуковые исходные материалы в меньшей степени могут быть подвержены традиционной реставрации. Поэтому мы просим Госфильмофонд ничего с ними не делать, а отвозим их в НИКФИ, где в лаборатории эти материалы переписываются в цифровой формат. После чего отправляем их на реставрацию в компанию, которая по договору с нами занимается ремастированием звука. Там из фонограммы, записанной на одну-две дорожки, делается полноценный шестиканальный трек. Сначала фонограмма реставрируется, убираются всевозможные шумы и щелчки, порой восстанавливаются даже пропавшие участки. Талантливый звукорежиссер Алексей Червяков, который там работает, смотрит изображение и параллельно с ним делает звук. Если, например, на экране едет дребезжащий трамвай 50-х годов, то он запишет звук именно этого трамвая.

А не получается порой так, что записанная им звуковая дорожка получается лучше, чем оригинал?

Его главный принцип «не навреди». Если звука в кадре нет, если автор фильма не хотел, чтобы он там был, то его там и не будет. Но если какой-то звук присутствует, пусть даже слабо и на заднем плане, то он его выделит для того, чтобы звучание было более объемным. Таким образом не только изображение реставрируется покадрово, но и звук. После того, как фонограмма сделана, она попадает к нам, и происходит сведение ее с изображением. Весь материал переписывается в формате DVD, рисуется меню, подбираются дополнительные материалы, и изготавливается матрица, которая уходит на завод для производства дисков. А отреставрированный материал, так же, как и абсолютно все исходники, «сливается» на цифровые носители и уходит в наш архив. Кроме того, отреставрированные фильмы мы сдаем в Госфильмофонд России и на студию Мосфильм.

Но, как известно, мало отреставрировать сам фильм, нужно еще и достойно оформить и само издание на диске. У нас есть прекрасный художник Игорь Люско. Он очень образно подходит к оформлению, обязательно отсматривая фильм, прежде чем нарисовать меню. Некоторые его работы настолько удачны, что поражаются сами авторы фильмов, говорят: «Попал в точку!».

Не планируете ли вы делать скрытые бонусы?

Да, как раз сейчас я по поручению руководства разрабатываю концепцию коллекционных изданий, в которых, возможно, такая опция и будет. Кроме того, хочу добавить, что наши обложки, которые мы вкладываем в диски, по-своему уникальны. Это огромный труд многих людей, и подходят они к нему с душой. Мы стараемся во всем следовать самым высоким стандартам.

 

Остается добавить, что все, с кем я разговаривал, это, вне всяких сомнений, настоящие энтузиасты, страстные поклонники отечественного кино, люди, искренне увлеченные своим делом. От имени всех зрителей мы благодарим их за работу и желаем успехов на ниве реставрации культурного наследия нашей страны.

Максим Депутатов, журнал «Эра DVD»

 

 




Вернуться назад






 Дискобол — товарный знак объединения «Крупный план». Это своего рода знак качества, гарантия того, что в Ваших руках оказался видеопродукт высокой пробы, поскольку копия сделана с мастер-записи, прошедшей полный цикл реставрационных работ »»»

Рубрики Режиссёры

Сайт Close-up. ru - официальный сайт объединения «Крупный план»

Официальный товарный знак объединения «Крупный план» (зарегистрирован в Государственном Реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ 2 апреля 2002 г.)

Официальный товарный знак «Дискобол» (зарегистрирован в Государственном Реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ 28 июля 2003 г.)

119285, Москва, ул. Мосфильмовская, д. 1
Тел.: (499) 143-91-45, 143-97-61, факс: (495) 232-27-20

Контакты  Поиск по сайту