«Золушка» - фильм родом из детства - Статьи - Киновидеообъединение «Крупный План»

«Золушка» - фильм родом из детства

DVD «Золушка» на сайте «Крупного плана»
 

 
2009 — «Золушка» (Россия) — реставрированный и колоризованный объединением «Крупный план» вариант фильма 1947 г. (режиссёры Н. Кошеверова, М. Шапиро)
Цветная версия фильма создана объединением «Крупный план» при участии компаний Legend Films (США) и «ЮПитер».
pежиссёр Иван Цветов
художник Наталья Монева
оператор цветокоррекции Алексей Лебешев
продюсер Виктор Рабинков

Сюжет этой старинной сказки – один из самых популярных в мире. И неважно, как зовут главную героиню – Золушка или Синдерелла. История о трудолюбивой и доброй девушке, в которую влюбляется принц, близка и понятна людям на всех континентах.



Первый фильм о Золушке снял французский режиссер Жорж Мельес в 1899 году. С тех пор кинематографисты всего мира неоднократно обращались и обращаются к этой вечной теме.

Для русского зрителя Золушка – это, прежде всего, крохотная Янина Жеймо с широко распахнутыми глазами, которая, однажды поразив с экрана детскую душу, поселяется  в ней уже навсегда. Кто же забудет мачеху – несравненную Фаину Раневскую с ее сакраментальным: «Жалко, королевство маловато, разгуляться мне негде!» или чудаковатого короля в исполнении Эраста Гарина, который, чуть что, стягивает корону и  грозится уйти в монастырь, или искреннего мальчика-пажа: «Я не волшебник, я только учусь, но позвольте вам сказать, что дружба помогает нам делать настоящие чудеса!»

Хорошие сказки живут очень долго, чего не скажешь о фильмах, которые болеют, дряхлеют и даже умирают, если о них вовремя не позаботятся. Конечно, фильмофонды стараются решить проблему сохранения кинопленки, но их возможности не беспредельны. Ленты преклонного возраста, к каковым относится и «Золушка», даже при самом тщательном «уходе» оказываются в зоне риска.
Киновидеообъединение «Крупный план», подобно реставраторам полотен великих мастеров, взялось за осуществление архисложного дела – «реанимацию» с помощью современных компьютерных технологий фильма, которому более 60-ти лет.

    Ленинград. 1946 год…

Еще свежи воспоминания о блокаде, бомбежках и гибели близких. До сих пор нет вдоволь хлеба, тепла и простого мыла.  И в это самое время на киностудии «Ленфильм», где не то чтобы исторического реквизита, даже обычного стула в павильоне не найти, среди разрухи и холода, рождается великолепная сказка!


ПУБЛИКАЦИИ НА САЙТЕ:

История "ЗОЛУШКИ"
Чёрный, белый, цветной
Сценарий к фильму написал замечательный драматург Евгений Шварц по мотивам сказки Ш. Перро. Режиссеры-постановщики – Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро. Надо сказать, что оригинальная сказка XVII века – это довольно мрачное и вовсе не комедийное произведение.

Е. Шварц своим талантливым пером оживил известную историю, придав ей комедийное содержание с элементами сатиры. Высказывания героев до сих пор не потеряли своей актуальности и звучат довольно злободневно. Вспомним хотя бы слова феи о мачехе: «Давно превратила бы ее в лягушку, но, к сожалению,  у старухи огромные связи!»
Подготовкой к реставрации и колоризации «Золушки» объединение «Крупный план» занялось более года назад, задавшись для начала целью собрать максимально возможное количество самой разнообразной информации, имеющей отношение к фильму.

В частности, на первом этапе на киностудии «Ленфильм» нам были любезно предоставлены уникальные фотографии участников съемочной группы, монтажные листы и режиссерский сценарий к фильму,  в Российской государственной библиотеке (бывшей библиотеке имени Ленина) удалось обнаружить киноафиши фильма «Золушка» 40-х годов прошлого века. Госфильмофонд РФ преподнес другой ценный документ – разрешительное удостоверение на фильм, своеобразный паспорт, без которого картина не могла бы  выйти в прокат. 

Кстати о прокате: «Золушка» стала лидером проката 1947 года, собрав 18,3 млн. зрителей.


Рабочий момент..
 На самом деле, фотография откровенно «постановочная»: все ведущие члены съёмочной группы «при деле». Режиссёры эффектно глядят в противоположные стороны, «охватывая» всю съёмочную площадку: Н. Н. Кошеверова следит за тем, как гримёр В. П. Ульянов заканчивает работу над лицом актрисы Я. Б. Жеймо, М. Г. Шапиро поправляет камеру, за которой сидят второй оператор А. Г. Сысоев и, как ни странно, художник И. П. Махлис. Из-за камеры выглядывает помощник режиссёра Д. М. Вайнштейн. На заднем плане второй режиссёр И. М. Гиндин обсуждает детали будущей съёмки со звукооператором А. Н. Островским. Рабочий справа поставлен для «уравновешивания композиции».


В том же Госфильмофонде на кинопленке сохранился «Капустник» для новогоднего вечера 1947 года в ленинградском Доме кино с пародией на съемки фильма «Золушка». «Крупный план» обнаружил фотографии кинопроб актеров и рабочих моментов съемок фильма «Золушка».  Проводя скрупулезную работу в различных архивах, сотрудники объединения «Крупный план» понимали, что в реставрационной работе над фильмом очень важно сохранить творческий замысел авторов, не нарушить хрупкую художественную ткань произведения, некую неуловимую субстанцию, которая и позволила в конечном итоге превратить картину в кинематографический шедевр. 



 

 
Оператор комбинированных съёмок Б. К. Горбачёв во время подготовки макета к фильму «Золушка»

 

В Российском государственном архиве литературы и искусства удалось разыскать стенограммы заседаний художественных советов киностудии «Ленфильм» и Комитета по делам кинематографии за 1946-1947 г.г., свидетельствующие, что создатели фильма во главе  с художественным руководителем студии С. Васильевым  пытались добиться разрешения снимать фильм на цветной пленке. По замыслу авторов «Золушка» должна была быть цветной, а никак не черно-белой картиной!


 

Об этом говорят и цветные эскизы костюмов и декораций работы прекрасного ленинградского художника Николая Акимова. Они были найдены в Санкт-Петербургской театральной библиотеке и театральном музее Н. Акимова. Режиссер фильма Н. Кошеверова не случайно пригласила участвовать в подготовке фильма Акимова, своего бывшего мужа, который был не только художником, но и талантливым театральным режиссером (сегодня его имя, как известно, носит Санкт-Петербургский театр комедии). Несмотря на то, что у каждого из них уже была своя личная жизнь, Н. Кошеверова и Н. Акимов до конца дней оставались творческими союзниками, понимая друг друга с полуслова. Надежда Николаевна была уверена, что никто лучше Н. Акимова не сможет воссоздать на экране сказочную страну. Более того, она пригласила его вторую жену, актрису Елену Юнгер, на роль одной из сестер Золушки. Так и хочется воскликнуть: «Высокие отношения!»   



Принимая во внимание трудности послевоенной экономики, можно понять, почему все-таки фильм сняли на черно-белую пленку. Вопрос упирался в материальные ресурсы, которых в разрушенной стране катастрофически не хватало. К тому же не было достаточного опыта. Первые довоенные картины, созданные в нашей стране по
«двухцветному» аддитивному методу, были малочисленными.

24 апреля 1947 года на заседании худсовета при Министерстве кинематографии СССР художественный руководитель киностудии «Ленфильм» Сергей Васильев с горечью говорил: «Сказка эта была задумана так, чтобы сделать ее в красках. То, что она вышла без красок, ее в какой-то мере обеднило, и это нам очень жалко…»
   
  

В результате «архивных раскопок» перед «Крупным планом» встали сразу две задачи: одна  – отреставрировать черно-белую копию, и вторая – осуществить мечту создателей фильма о сказке в цвете.

Реставрация черно-белого фильма сама по себе представляет длительный и трудоёмкий процесс, включающий несколько принципиально важных, ответственных, технически сложных стадий.

Первая – реставрация исходных киноматериалов, негатива.
 

Здесь неоценимую помощь «Крупному плану» оказали опытные специалисты Госфильмофонда России. Реставрация негативной пленки, вкратце, заключалась в том, что негатив предварительно замачивали на несколько дней в специальных растворах, восстанавливая эластичность пленки, затем производили ультразвуковую очистку от пыли, глянцевали, и только после этого она становилась пригодной для сканирования, которое являлось второй стадией, предшествовавшей цифровой реставрации.

Сканирование с негативной пленки в цифровой формат в разрешении 2К проводилось также в Госфильмофонде РФ с участием специалистов «Крупного плана».

Специфика сканирования фильма «Золушка», т. е. процесса перевода изображения с отреставрированного негатива на цифровой накопитель информации, состояла в том, чтобы выделить максимально возможное количество оттенков серого цвета для создания в дальнейшем широкой цветовой палитры. Сканирование «Золушки» было тем более сложным и длительным, что почтенный возраст пленки и устаревшая перфорация замедляли обычный производственный ритм. Вместо положенных в таких случаях 5 дней процесс сканирования «Золушки» занял 35 рабочих смен. Поскольку нитрооснова негатива – горючий и легковоспламеняющийся материал,  были приняты меры противопожарной безопасности, а огнетушитель и ведро с песком «дежурили» рядом со сканером круглосуточно.

 

Примерно через три месяца материал был готов к следующему этапу: цифровой реставрации изображения и ремастерингу звука.

Вся дальнейшая работа шла в электронном виде. Фильм «нарезается» на файлы (один кадр – один файл). Эти файлы передаются художникам-реставраторам, которые с помощью компьютерных технологий убирают царапины, склейки, пленочное «зерно», химические пятна и грязь, осуществляя тем самым покадровую реставрацию изображения.

Обрабатывается каждый кадр в отдельности. Таким образом, через руки реставраторов фильма «Золушка»  прошло 120 тысяч кадров!

Покадровая реставрация изображения была сделана в студиях компьютерной графики «Крупного плана». Также была проведена филигранная работа по реставрации звуковой дорожки фильма. Итогом этих усилий станет передача на хранение в Госфильмофонд высококачественной цифровой черно-белой копии «Золушки» 1947 года.

Колоризации фильма предшествовала не только исследовательская и техническая, но и не менее серьезная творческая работа.

В частности, стояла задача создать цветные эскизы костюмов всех основных персонажей, при этом дав рекомендации, касающиеся состава и фактуры тканей, расцветок украшений, фурнитуры и т. д.

К большому сожалению, на киностудии «Ленфильм» костюмы персонажей фильма не сохранились. Последняя реликвия фильма – платье Золушки вместе с хрустальными туфельками - была похищена с творческого вечера одного известного театрального деятеля. «Крупным планом» была приглашена художник по костюмам Наталья Монева, которая трудится в течение многих лет на киностудии «Мосфильм» и является одним из лучших специалистов в своей профессии. Она работала в творческом содружестве с режиссерами В. Меньшовым, М. Захаровым, П. Чухраем, А. Суриковой и др. Используя свой  бесценный опыт,  глубокие знания по истории костюма и тонкий художественный вкус, Наталья Николаевна сумела найти такие цветовые решения, которые вписываются в созданную авторами художественную эстетику фильма и не вызывают у зрителя чувства  раздражения: «Ну, вот, как в Голливуде!»

Разумеется, помимо костюмов, фильм содержит еще множество составляющих, которые требовали точного цветового решения. Порой цветовые подсказки содержались в киносценарии самого драматурга Е. Шварца, который тоже видел сказку яркой и праздничной. Вот, например, читаем:  «…перед Золушкой стоит теперь стройная, легкая, высокая, золотоволосая женщина. Платье ее горит и сверкает, как солнце…». Но в большинстве случаев выбор полностью зависел от таланта и вкуса художников-колористов (по договору с «Крупным планом» колоризацией занималась американская компания Legend Films, США)  и, в какой-то мере, от художественного совета «Крупного плана», который был вправе принять предложенное решение или внести свои коррективы. В ходе работы над фильмом из Legend Films было прислано для утверждения в «Крупный план» не менее полутора сотен «ключевых» кадров, в большинство из которых были внесены поправки. Помимо этого, свыше ста изменений были сделаны уже после колоризации всего изображения фильма в целом. 
                                                                    
К сожалению, мы не можем раскрыть секреты самой колоризации фильма «Золушка», поскольку технология запатентована Legend Films. Одно можно сказать с уверенностью: «Крупный план» приложил все усилия для того, чтобы фильм сохранил свою самобытность и не стал аналогом стандартной голливудской продукции.


На завершающей стадии создания цветной версии фильма полученный из США колоризованный материал прошел, в соответствии с технологией, несколько этапов окончательной обработки в студиях «Крупного плана». Прежде всего, была проведена цветокоррекция, которой занимался блестящий мастер своего дела оператор-колорист Алексей Лебешев. Благодаря его искусству плоская цветная картинка «ожила» и приобрела объем.  Кроме того, работниками студии компьютерной графики под руководством Максима Ванурина осуществлялись стабилизация изображения, устранение мерцания и некоторые другие сложные операции, требующие специального программного обеспечения, которое создавалось для каждого конкретного случая.
 
Таковы, в общих чертах, этапы более чем годичного труда над цветной версией фильма «Золушка». В общей сложности, по самому примерному подсчету, в этом деле приняли участие около двухсот профессионалов трех десятков специальностей.
   
Предполагается, что помимо различных цифровых изданий «Крупный план» в наступающем году выпустит книгу, содержащую ряд интересных подробностей о работе творческого коллектива «Золушки» образца 1947 г. Книга выйдет под редакцией известного киноведа Евгения Марголита. Ее автор – молодой санкт-петербургский исследователь кино Петр Багров, собравший немало уникальных материалов, посвященных истории создания фильма. 
Возможно, эта книга появится в «комплекте» со специальным изданием «Золушки» в формате Blu-ray.


           
Экранизации «Золушки» (краткий список):

•    1899 — «Золушка» (Франция), режиссёр Ж. Мельес
•    1911 — «Золушка» (США), режиссер Дж. Николс
•    1912 — «Золушка» (США), режиссер К. Кэмпбелл
•    1914 — «Золушка» (США), режиссер Дж. Кёрквуд
•    1947 — «Золушка» (СССР), режиссеры Н. Кошеверова и М. Шапиро
•    1948 — «Золушка» (Италия), режиссер Ф. Серхио
•    1950 — «Золушка» (США), мультфильм.
•    1957 — «Золушка» (США), режиссер Р. Нельсон
•    1965 — «Золушка» (США), режиссер Ч. Дубин
•    1969 — «Золушка» (Великобритания), режиссер Д. Вернон
•    1973 — «Три орешка для Золушки» (Германия − Чехословакия), режиссер В. Ворличек
•    1977 — «Золушка» (США), режиссер М. Патаки
•    1981 — «Золушка» (Италия), режиссер Ж.-П. Поннель
•    1983 — «Золушка» (Великобритания), режиссер Д. Вернон
•    1989 — «Золушка» (Германия − Франция − Чехословакия), режиссер К. Брандауэр
•    1997 — «Золушка» (США), режиссер Р. Исков
•    2000 — «Золушка» (Великобритания), режиссер Б. Кидрон
•    2008 — «Золушка.ru» (Россия—Украина), реж. А. Замятин

•    2009 — «Золушка» (Россия) — реставрированный и колоризованный объединением «Крупный план» вариант фильма 1947 г.  (режиссеры Н. Кошеверова, М. Шапиро)
Цветная версия фильма создана объединением «Крупный план» при участии компаний Legend Films (США) и «ЮПитер».
pежиссёр Иван Цветов
художник Наталья Монева
оператор цветокоррекции Алексей Лебешев
продюсер Виктор Рабинков





Вернуться назад




© Сайт Close-up.ru - официальный сайт объединения «Крупный план»