«СНАЙПЕР» - Статьи - Киновидеообъединение «Крупный План»

«СНАЙПЕР»

СнайперСемёна Тимошенко сегодня помнят в первую очередь как автора музыкальных комедий: «Три товарища», «Вратарь» и, в первую очередь, «Небесный тихоход». На самом деле, роль его в истории советского – да и мирового – кинематографа куда сложнее. Модный конферансье петроградской эстрады, он стал в середине 1920-х годов одним из крупнейших теоретиков кинематографа – и лишь затем практиком. Его книга «Искусство кино и монтаж фильма» вызвала всемирный резонанс и в течение нескольких десятилетий переиздавалась – полностью и в отрывках – в Германии, Японии, Италии, Аргентине, часто под одной обложкой с работами Всеволода Пудовкина и Сергея Эйзенштейна. 

«Снайпер» – первая работа Тимошенко в звуковом кино. И вообще одна из первых советских звуковых картин. Она вышла лишь несколькими месяцами позже «Путёвки в жизнь». Звукозаписывающая аппаратура была капризной, актёр оказывался прикованным к микрофону, камера тоже. Всё замерло: герои, монтаж, действие. Кино грозило превратиться в сфотографированный театр. Избежать этого можно было лишь одним способом – снимая по сути немой фильм, озвученный шумами, музыкой и отдельными репликами. Перезапись звука ещё не изобрели: приходилось записывать всё последовательно в одном помещении, дирижируя и оркестром, и пулемётами. Это называлось «тонфильм».

Герои «Снайпера» бросают отрывистые, чеканные фразы, почти декламируют. Полноценного диалога пока не осилить. И всё же Тимошенко создал подлинно звуковой фильм. Ночная схватка русского и немецкого снайперов – одна из самых пронзительных сцен не только в советском, но и в мировом кино 1930-х годов. Русский отправляется на задание из офицерского блиндажа под звуки французского фокстрота, доносящегося с патефонной пластинки. Он подползает к укрытию врага, достаёт нож – и в момент убийства фокстрот сменяется воем ветра и шумом дождя. Двадцатилетний Акира Куросава был потрясён этим эффектом («Снайпер» успешно демонстрировался в Японии) и до конца жизни считал звуковое решение сцены схватки образцовым.

Кинематограф ещё не заговорил, но уже зазвучал. 

И всё же «Снайпер» – фильм своего времени, фильм переходного периода. Картина начинается как психологический рассказ о бесхитростном рабочем парне (его играл популярный актёр немого кино Пётр Соболевский), заброшенном во французскую школу снайперов, весело стреляющем, осваивающем азы профессии под бодрый марш. Но вдруг он сталкивается лицом к лицу с человеком, которого сам же убил, таким же простым рабочим. Тут начинается перелом: сперва депрессия и апатия – а потом агрессия, обращённая против офицеров, бывших его учителей-снайперов. Второе название картины – «Искусство убивать». Фильм ругали за «мелкобуржуазный пацифизм», обвиняли автора в «объективизме» и «ремаркизме». От Тимошенко требовался классовый подход. И классовый подход он дал в финале картины.

1931 год – эпоха так называемых «агитпропфильмов». Этот странный жанр представлял собой синтез игрового, документального и технически-инструктивного кино, в котором герои двадцать четыре часа в сутки находились за рабочим станком и по сути являлись ожившей инструкцией. Одна из главных идей агитпропфильма – неусыпная бдительность, потому, дескать, что война на самом деле не закончилась, но лишь уступила место «трудовому фронту». И герой должен быть всегда начеку, готовым к новой, будущей войне. Вот в это и превращается «Снайпер» перед самым финалом – к радости цензоров 1931 года и к немалому удивлению сегодняшнего зрителя. Герой фильма – вновь рабочий, на заводе он руководит кружком боевой подготовки. И лишь один паренёк с иронией и симпатичным лукавством реагирует на бравые лозунги опытного рабочего. Конечно, ему наглядно доказывают его неправоту. Играет паренька Леонид Кмит – будущий Петька из «Чапаева». 

Зритель не любит назидательное кино. Однако «Снайпер» оказался одним из самых кассовых фильмов начала 1930-х. Он принёс популярность и Соболевскому, и Борису Шлихтингу, сыгравшему классового врага, – капитана царской армии. А фокстрот выпустили отдельной пластинкой. 

«Против ожидания картина получилась, – вспоминал Соболевский. – Начали мы её снимать как-то без особого увлечения, а вот она взяла и получилась».

Пётр Багров



Вернуться назад




© Сайт Close-up.ru - официальный сайт объединения «Крупный план»