«ОКРАИНА» - Статьи - Киновидеообъединение «Крупный План»
«ОКРАИНА»
На праздновании столетия мирового кинематографа по опросам отечественных и зарубежных кинематографистов фильм Бориса Барнета «Окраина» потеснил легендарного «Броненосца “Потемкин”» Эйзенштейна и вышел на первое место среди российских фильмов столетия.
«Окраина», экранизация одноимённой повести Константина Финна, показывает Россию в годы Первой мировой. Для всего кинематографического сообщества этот фильм стал откровением. Режиссер Борис Барнет – всеобщий любимец, остроумец-комедиограф, автор знаменитых «Девушки с коробкой» и «Дома на Трубной», – в новом фильме сумел показать настоящую военную катастрофу. Сделать это комедийными средствами, не изменяя себе, – задача, конечно же, невыполнимая. И Барнет, конечно же, ее выполнил – ведь история кино и есть история решенных нерешаемых задач.
Провинциальная дореволюционная Россия не становится у Барнета, вопреки канону, метафорой «удушающей тоски». Это – незащищенный мир блаженной нищеты и детства. Извозчик дремлет на козлах, да и лошадь тоже хочет спать: она так усердно зевает, что даже начинает говорить человеческим голосом. Какие уж революционные настроения в таком несерьезном мире! Молодой сапожник подмигивает нам с экрана: кому же забастовка интереснее ладной девицы.
Эти взрослые дети будто переехали в барнетовский городок из романов Диккенса: блаженная дурочка Манька (Елена Кузьмина), уморительный сапожник-кустарь Грешин (Сергей Комаров) и трогательно коверкающий слова старый немец Роберт Карлович (Роберт Эрдман). Обличать их немыслимо, тем более что «взрослый» автор знает: этот игрушечный мир скоро безжалостно разрушит неизбежная катастрофа.
Резкая смена изображения и интонации повергает ошарашивает. Впервые в истории советского кино на войне гибнут не типажи, не персонажи, а самые настоящие живые люди, которые полюбились зрителю. И в шумном детском мире наступает смертельная тишина.
Но тут… безжизненное пространство оживает. Мертвая земля становится свидетелем невесть откуда ниспосланного чуда. Братание. Это и есть, по Барнету, подлинный символ революции.
Военные сцены безусловно эффектны, но фильм Барнета – не об «ужасах империалистической бойни». Он о силе, которая выше этих ужасов. Выше различия языков и наций. Попав на поле боя в одну воронку, засыпанные землей взорвавшегося снаряда, улыбаются друг другу русский и немец – живы. Дружелюбно смотрит в глаза пленному немцу Манька. А убитый Колька и вовсе воскресает благодаря... Благодаря дружбе народов? Любви? Состраданию? Это воскресение, как и любое другое, прекрасно своей необъяснимостью.
«Чего тебе?» – ворчит оживший солдат. Испытав на себе войну, он возвращается не в утопическое пространство, а в смешной и уютный мир Бориса Барнета.
Анна Мальгина
Вернуться назад
© Сайт Close-up.ru - официальный сайт объединения «Крупный план»