«МООНЗУНД» - Статьи - Киновидеообъединение «Крупный План»

«МООНЗУНД»

МоозундЭто, пожалуй, единственная отечественная картина в кино второй половины ХХ века, целиком построенная на материале Первой мировой войны. Весьма востребованный в нашем кино 30-х годов (одна «Окраина» Барнета чего стоит!), после катастрофических событий Второй мировой он стремительно утратил свою актуальность. Первая мировая рассматривалась в тех старых фильмах прежде всего как «империалистическая бойня» – пролог к революции, рушащей государство угнетателей, как демонстрация классовой солидарности мирового пролетариата. «Моонзунд» в этом смысле являет прямую противоположность киноклассике 30-х. 

Он поставлен по роману одного из самых популярных исторических беллетристов той поры Валентина Пикуля, чьи книги проникнуты как раз пафосом русской национальной государственности. В истории успешного отражения осенью 1917 года атаки немецкого флота на Балтике, у мыса Церель Моонзундского архипелага, писатель опирался, как обычно, на малоизвестные документы – в частности, на записки морского офицера Николая Бартенева, послужившего прототипом главного героя романа. Именно верность присяге и патриотическому воинскому долгу объединяет здесь главных героев из противоположных, согласно соцреалистическому канону, лагерей – офицера-дворянина Артеньева и матроса-большевика Семенчука. Российской империи в вину вменяется здесь уже не классовый её эксплуататорский характер, а непростительная разболтанность и слабость государственной машины, за что она и расплачивается революцией, которая, как предполагается, создаст более совершенный государственный механизм.

Поэтому создатели фильма, готовившегося к 70-летию революции, скорее отразили с неожиданной стороны (возможно, не отдавая себе в этом отчёта) «ветер перестроечных перемен». Не случайно одним из самых сильных впечатлений в нём стала эпизодическая, казалось бы, роль адмирала Колчака, принимавшего в изображаем ых событиях активное участие. Юрий Беляев блистательно исполнил роль мужественного героического воина, совсем не похожего на привычных белогвардейских злодеев.

В фильме историческая драма ладно сшита с авантюрным кинороманом, а краски батального полотна – со стилистикой Серебряного века. Олег Меньшиков и красавица Людмила Нильская составили любовный дуэт на фоне поистине звёздного актёрского ансамбля, где эпизодические роли не менее выразительны, чем центральные. Незабываем Евгений Евстигнеев в крохотной роли адмирала Эссена – роли, в которой уже проглядывают контуры его профессора Преображенского в «Собачьем сердце».

Фильм собрал около полутора десятков миллионов зрителей. Мог бы собрать и больше, но прокат уже понемногу начинало лихорадить. Впрочем, за его создание режиссёр, оператор, художник-постановщик и художник комбинированных съёмок, а также актёр О. Меньшиков, ещё успели получить Серебряную медаль имени А.П. Довженко, вручавшуюся за «лучший военно-патриотический фильм».

Евгений Марголит



Вернуться назад




© Сайт Close-up.ru - официальный сайт объединения «Крупный план»