Российская Антипиратская организация: «Кризис не мешает нам работать». - Статьи - Киновидеообъединение «Крупный План»

Российская Антипиратская организация: «Кризис не мешает нам работать».

За прошедший год число преступлений, связанных с нарушением авторских и смежных прав, снизилось, и купить «пиратскую» продукцию стало несколько сложнее. Российская Антипиратская организация, более 10 лет представляющая интересы ведущих компаний-дистрибьюторов, приложила немало усилий для того, чтобы объем контрафакта сократился. О том, как и в каких условиях сегодня приходится работать РАПО, «Крупному плану» рассказывает директор организации Константин Земченков.

– Какие проблемы пришлось решать РАПО  в последнее время?  О каких цифрах сейчас можно говорить?

– Конечно, на всех отразился кризис. И на компаниях, и частично на Российской Антипиратской организации. Но работать это нам не мешает, хотя кризис есть кризис, и индустрия сейчас переживает не самый легкий период. Мы активно работаем с кинотеатрами, потому что, как я уже не раз отмечал, это один из первоисточников пиратства. Посещаемость кинотеатров упала, пожалуй, в два раза. Если говорить о театральном показе, то прошлый год для компаний завершился удачно: российский бокс-офис, или кассовые сборы, составил приблизительно 856-867 млн. долларов, то есть приближается к миллиарду долларов. Легальные продажи DVD в прошлом году составили примерно 90 млн. долларов. Таким образом, рост по сравнению с предыдущим годом составил 30-35%. Вообще каждый год легальные продажи DVD растут на 20%, а сейчас, конечно, будет понижение. Но появился новый формат – Blu-ray, который пока еще слабо, но развивается. К сожалению, появились и «пиратские» диски, даже в нескольких вариантах.


«Я считаю деятельность РАПО очень полезной. Условия, в которых работают ее исполнительный директор Константин Земченков и его коллеги, я бы назвал исключительно сложными. Но РАПО удалось завоевать уважение правоохранительных органов на местах. Усилия этой организации по искоренению пиратства всемерно поддерживают директора российских представительств компаний – членов MPAA».

Дэн Гликман, глава Американской ассоциации кинопромышленников в интервью журналу «Итоги».



– То есть, у РАПО уже есть опыт близкого общения с новым форматом?

– Да, есть. Мы уже провели исследования этого рынка. Надо сказать, что «пиратский» Blu-ray на самом деле не Blu-ray. Предлагается два варианта подделки, которые еще недавно стоили 800, а сейчас 400-500 рублей. Один выпускается на болванках, так называемых BD-R, без соответствующего меню. Другой вариант делают на DVD9, печатают диски на обычной линии DVD. Их можно смотреть на компьютере с помощью специальных кодеков, на Sony Playstation 3. Это тоже не Blu-ray, там нет ни меню, ни возможностей нового формата. При этом они продаются как Blu-ray и покупатель уверен, что имеет дело с новинкой.
Если говорить о легальном производстве нового формата, всего мне известно о четырех линиях Blu-ray, могут быть и еще. В Москве у завода «Лазер-видео» – три линии нового формата и при этом у них есть мастеринг. Это самый большой завод в Европе: второй подобный существует только в Австрии.

– Уже более года вам приходится работать с учетом того, что действует четвертая глава Гражданского кодекса. Произошли ли в работе организации изменения в связи с этим?

– Была введена новая часть ГК, но того, чего мы опасались в связи с этим событием, не произошло. Поскольку это совершенно новая часть, а не Закон об авторском праве, были опасения, что милиция, суды, прокуратура будут менее активны: будет проходить меньше рейдов, возбуждаться административных и уголовных дел. Но этого не произошло. Более того, дел стало даже больше, в том числе, благодаря нашему участию. Четвертая часть не мешает работе: фактически все, что было в Законе об авторском праве, вошло и в новую часть. Есть даже изменения в лучшую сторону. Хотя изначально мы не были со всем согласны, но тем не менее пошли на сотрудничество с авторами, активно с ними работали. Важно, что в отличие от предыдущего закона, четвертая часть Гражданского кодекса оговаривает ряд новых, ранее не охваченных вопросов. Например, проблему борьбы со всем известными «экранками» – главном источнике пиратства, о котором я не раз говорил в предыдущих своих интервью. Так что есть положительный результат, и рейдов, несмотря на наши опасения, стало гораздо больше. Растет число семинаров, которые проводятся как с нашей подачи, так и по инициативе правоохранительных органов.

– Семинары в основном проводятся в регионах?

– Как в регионах, так и в Москве, Санкт-Петербурге. Регионы для нас тоже очень важны и мы заинтересованы в том, чтобы они принимали активное участие в работе. Буквально несколько дней назад завершились два масштабных семинара, которые проводил Следственный комитет МВД в Краснодаре и Екатеринбурге. Мы считаем положительным моментом то, что возбуждать уголовные дела против «пиратов» может не только прокуратура, но и милиция, и ФСБ, и таможня. То есть, все органы, в которых есть следственные комитеты.


На незаконно тиражируемых DVD часто можно увидеть логотипы «Крупного плана».
На фото: диски с фильмами «На безымянной высоте» и «Мусульманин», которые никогда не входили в число выпускаемых объединением.



– Наказание за нарушение авторских и смежных прав заметно ужесточается. Какие конкретные случаи, свидетельствующие об этом, Вы можете привести?

– В конце прошлого года состоялся суд над «пиратским» заводом «Восток Д» и мы принимали в процессе активное участие. Ранее этот же завод находился в Подмосковье, во Фрязино, но носил другое название. Около трех лет назад их задерживали с «пиратскими» фильмами «Звездные войны» - директор получил условный срок, завод был закрыт. И после этого начинает работу без лицензии новый завод, уже в Москве. Прямо во время работы завода в ходе рейда были арестованы 2 человека, а чуть позже – еще пятеро. 11 ноября состоялся суд, в котором мы участвовали как представители потерпевшей стороны, потому что фильмы практически всех компаний, входящих в РАПО, тиражировались этим заводом. Кроме того, я бы хотел обратить внимание на то, что сборка происходила в психиатрической больнице и для изготовления «пиратской» продукции использовали больных людей. Все обвиняемые получили реальные сроки: владелец – три с половиной года, остальные участники – по три года. Они были арестованы в зале суда и сейчас отбывают срок в колонии строгого режима. Это первый случай, когда сразу семь человек получили такие внушительные сроки.

– Продолжает ли РАПО влиять на ситуацию, связанную со сбытом «пиратской» продукции, в частности, на розничную торговлю?


– В Москве произошло  то, чего мы добивались практически со дня основания РАПО – прекращение продажи «пиратской» продукции в подземных переходах и метро. С одной стороны, закрывать торговые палатки не очень хорошо, потому что малый бизнес, конечно, должен развиваться. Но, с другой стороны, если речь идет о продаже «пиратской» продукции и ничего не меняется в лучшую сторону, то это правильный шаг. Фактически 99% всех магазинов и киосков были «пиратскими» и бороться с ними было почти бесполезно по некоторым причинам. Только в метро находилось около 250 точек, торгующих подделками, а ведь еще не надо забывать о киосках, находящихся в переходах. Как мы ни пытались повлиять на ситуацию: писали письма, проводили рейды – все было напрасно. Но в итоге мы добились результата: Правительство Москвы и начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев пришли к решению, что метро все-таки предназначено не для того, чтобы устраивать там универмаг. Кроме того, ГУП «Гормост», занимающийся переходами, также практически все закрыл. Остались лишь единичные палатки, но и они скоро исчезнут.

- Благодарим Вас за беседу и желаем дальнейших успехов в работе.




Вернуться назад




© Сайт Close-up.ru - официальный сайт объединения «Крупный план»