Статья В. Дмитриева, первого заместителя Генерального директора ГФФ - Статьи - Киновидеообъединение «Крупный План»

Статья В. Дмитриева, первого заместителя Генерального директора ГФФ

 

Владимир Дмитриев

Первый заместитель

Генерального директора

Госфильмофонда России

 

"Госфильмофонд России относится к числу крупнейших синематек мира. Его постоянно пополняющаяся коллекция превышает сейчас 60 тысяч названий, и трудно назвать другой киноархив, столь разнообразный по национальному составу хранящихся картин, по хронологии их производства, по именам создателей.

Самая ранняя лента помечена здесь 1895 годом и является копией программы, продемонстрированной братьями Люмьер в Гран-кафе на бульваре Капуцинок в Париже в рамках первого в истории культуры общественного киносеанса. Последние же поступления относятся к 2006 году, иначе говоря, к современности в ее самом прямом виде. Закон "Об обязательном экземпляре документов", принятый несколько лет тому назад Государственной Думой Российской Федерации, предусматривает бесплатную сдачу в Госфильмофонд копий на оригинальном носителе всех без исключения игровых, анимационных и научно-популярных картин, выходящих в национальный прокат (отечественные документальные фильмы хранятся в другом месте — Российском Государственном архиве кинофотодокументов в городе Красногорске Московской области), и это позволяет на практике осуществить главный принцип, который исповедуют сотрудники Госфильмофонда: никакой селекции, всё, созданное профессиональным кинематографом, должно быть сохранено для будущих поколений.

Опыт подсказывает, что нет ничего более опасного, чем руководствоваться при сборе коллекции вкусовыми пристрастиями, политической целесообразностью, коммерческим успехом и даже высокими художественными критериями. В мировом масштабе такой подход к делу привел к печальному результату: молодое искусство кино умудрилось за время своего существования утратить до 80 процентов всех немых лент и до 50-ти — картин производства до 1950 года. Чтобы избежать этого в будущем, хотя, к глубочайшему сожалению, и сейчас невозможно обойтись без потерь, и существуют синематеки, Госфильмофонд в том числе, которые взяли на себя миссию спасения и сохранения, прежде всего, национальных кинобогатств, тем более, что, кроме них, заняться этим некому.

Поскольку до сих пор для воспроизведения на большом экране для массовой зрительской аудитории используется в основном 35-мм кинопленка, именно к ней госфильмофондовцы испытывают особое почтение. Ни в коей мере не отвергая современных технологий, в первую очередь, цифровых, мы все же считаем, что они в настоящее время несут пусть очень важную, но дополнительную функцию, выступая в качестве страховочного, а не первоначального материала, как любая, даже самая лучшая репродукция, не в состоянии передать ауру оригинального произведения живописи. Разумеется, как бы консервативны мы ни были, отвергать такую важнейшую возможность новейших технологий, как компьютерная реставрация пленки, нелепо, но и в этом случае речь может идти в основном о реставрации, то есть возвращении к изначальному, а не об улучшении. Поэтому такое широко распространенное явление, как "колоризация", раскрашивание исходного черно-белого изображения, нам, мягко говоря, не близка, хотя она и может быть использована в коммерческих целях.

Госфильмофонд отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, что помогает ему избегать разрушения единой государственной коллекции и растаскивания ее по национальным квартирам.

С 1957 года Госфильмофонд является действительным членом авторитетнейшей организации — Международной федерации киноархивов (ФИАФ) и в ее рамках поддерживает тесные деловые контакты со своими коллегами в десятках стран мира. Эти контакты включают в себя обмен фильмами, научное и техническое сотрудничество, взаимный показ картин в архивных кинотеатрах и многое другое.

Подводя итог, хотелось бы вспомнить о формуле, довольно давно придуманной нами и служащей надежным критерием в повседневной работе: "Вначале Господь создал синематеки, а потом уже все остальное".

 

 

 




Вернуться назад




© Сайт Close-up.ru - официальный сайт объединения «Крупный план»